Писатель Варвара Рязанцева выпустила новый сборник новелл – «Бирюльки» (М.: Бослен, 2013).
Каждая книга прозаика уже в названии таит целую вереницу символов и возможных толкований. До этого книги «Стеклянный Дом» и «Однажды будет вечер
голубой» подкупали особой выстроенностью, цельностью. Сборник новелл «Бирюльки», напротив, радует прихотливым узором –
подлинными арабесками в духе раннего Николая Васильевича Гоголя – непредсказуемых поворотов людских судеб, открывающихся читателю.
Уже сам заголовок книги – «Бирюльки» – утверждает глубинную связь писательницы с древнерусской традицией «плетения словес», а отдельные
нравственные посыла выдают опытного педагога, которого основоположник восточнославянской поэзии, учитель детей царя Алексея Михайловича
иеромонах Симеон Полоцкий (1629-1680) любил сравнивать с врачом: «Не навреди!»
Разрушая привычную идиому, Варвара Рязанцева напоминает нам истинный смысл популярной на Руси «игры в бирюльки». Ее прозаик считает
точным прообразом современной жизни: «…доставая нужное, не разрушать походя остального…».
Христианская точка зрения на все происходящее с нами заявлена уже в заглавии отдельных рассказов «Грех», «Воздаяние», «Крестный ход».
Варваре Рязанцевой не чужда мистика: сюжетные перипетии ее новелл нередко столь неожиданны, что вспоминаешь авантюрную европейскую прозу,
а когда в них появляются потусторонние персонажи, понимаешь, что творческий опыт Эдгара Аллана По
не оставил талантливую писательницу равнодушной. Особенно ярко эта внутренняя связь ощутима в мрачноватой новелле «Жених смерти».
Вот, к примеру, какие мысли одолевают главного героя рассказа Владимира за минуту до гибели: «И совсем не удивился, когда, мельком скользнув
взглядом по дороге, понял, что прямо на него летит гигантский рефрижератор, столкновение с которым неминуемо, неизбежно – ради высшего Идеала –
передачи себя в объятия Смерти, ведь в глазах Ее, цвета счастья, было запечатлено абсолютно все: прошлое и настоящее, выдуманные желания и
подлинные страдания, радости и утраты, что были уже пережиты, а главное – то, что простиралось ныне впереди – Вечность!».
И все же самое сильное впечатление оставляет рассказ «Крестный ход», завершающий книгу. Драматическая россыпь, трагический калейдоскоп
российских семейных бед, переданных через монологи безутешных матерей, способны вывести из состояния оцепенения человека любого
поколения и социального круга.
Варвара Рязанцева подводит внимательного читателя своей книги к мысли, что лишь искренняя вера способна в наше противоречивое,
взбаламученное социальными, политически и экономическими кризисами время дать человеку силы, чтобы нести свой крест и выдержать все испытания,
посланные ему свыше. Судите сами – новелла завершается внутренним монологом главной героини: «На душе было покойно.
Мысли выглядели ясными, решения – разумными. Крестный ход ее жизни продолжался…»
В этом смысле проза Варвары Рязанцевой – достойное утешение для мятущихся, усталых и разочарованных душ.
Лола Звонарева